Почему некоторые мелодии застревают у нас в голове?
Риту Чаттерджи
Би-би-си, the World
Победить навязчивую мелодию можно лишь другой мелодией
Музыка имеет свойство застревать
у нас в головах. Каждому знакомо состояние, когда назойливый мотив
вторгается в наши мысли, крутясь снова и снова, зацикливаясь в
бесконечную петлю.
Недавно такое случилось и со мной. Будучи научным корреспондентом, я задался целью установить, почему это происходит. Несколько недель назад, воскресным утром безо всякой видимой причины в моей голове всплыли три слова: Funky Cold Medina. Так называется песня рэппера Тоуна Лока. Мне
сказали, что песня была хитом в 90-е годы, но я ни разу не слышал ее
вплоть до предыдущего вечера, когда мой друг спел ее в караоке-баре.
Строчки этой песни крутились у меня в голове. Я слышал, как мой друг исполняет ее снова, снова, снова и снова.
Она не отцеплялась от меня весь тот день и
половину следующего. В конце концов, мелодия покинула мой мозг, но
остался навязчивый вопрос: почему вообще песни застревают у нас в
головах?
Навязчивые мелодии индивидуальны
"Я не могла поверить, как мало внимания уделяли
этому феномену ученые", – говорит доктор Вики Уильямсон, музыкальный
психолог, начавшая изучать этот вопрос несколько лет назад.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы
нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые
используют целый спектр терминов для описания этого явления: "синдром
застрявшей песни", "прилипчивая музыка", "когнитивная чесотка" или,
наиболее распространенный, – "ушной червь" (англ. earworms). Нередко
этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего
отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего
шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела
опрос слушателей на тему, с какими "ушными червями" те просыпаются.
Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько
удивительных открытий. "Когда в моей базе данных набралась тысяча
навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук
таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными
оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален", – говорит
исследователь.
Bananarama с 16 лет
Сейчас у доктора Уильямсон имеются описания
более 2500 примеров "ушных червей", и индивидуальный характер явления
сохраняется, хотя бывают исключения, когда на экраны выходит популярный
фильм или телешоу. "Внезапно возникает пять или шесть человек, которые
приводят одну и ту же песню из нового фильма, просто потому, что они его
только что посмотрели", – объясняет исследователь.
Она перечислила несколько условий, которые становятся причиной того, что мелодия застревает в голове.
Музыка помогла эволюции человека
"Во-первых, человек должен был услышать эту
песню недавно", – говорит Вики Уильямсон. Ничего удивительного. Это
объясняет, почему у меня в голове стала играть Funky Cold Medina.
Второе неудивительное открытие состоит в том,
что если вы слышите песню несколько раз, то шансы на то, что она
прилипнет к вам, повышаются.
Однако время от времени у нас в голове возникают
мелодии, которые мы не слышали уже очень давно. В этом случае, нашу
память запускает что-то в нашем текущем окружении.
Уильямсон сама недавно испытала нечто подобное, когда заметила в собственном кабинете старую коробку из-под обуви.
"Это была коробка из магазина Faith. И тут я стала распевать песню Джорджа Майкла с тем же названием ", – рассказывает она.
Другим спусковым механизмом в таких ситуациях
является стресс. Уильямсон приводит в пример женщину, которая не может
избавиться от звучащей в ее голове песни группы Bananarama, которую она
слышала в возрасте 16 лет, когда сдавала школьные экзамены.
Всякий раз, когда она попадает в стрессовую ситуацию, в ее сознании всплывает эта песня.
Причина в эволюции?
Уильямсон говорит, что все это вероятно является
элементом феномена "непроизвольной памяти", согласно этой концепции
происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым
без сознательного усилия со стороны человека.
Явление прилипчивой мелодии может быть связано с
историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета
МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на
планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно
пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им
сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся
на устную традицию.
Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается
гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное
творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова
длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и
запоминании текстов.
Вики Уильямсон говорит, что пытается найти "лекарство" от навязчивых мелодий.
"Просто подумайте о другой песенке, и возможно, она вытеснит первую", – говорит по этому поводу доктор Левитин. Источник: Русская служба BBC
|